Банки потребовали запретить скидки на маркетплейсах, зависящие от спо­соба оплаты. Wildberries и Ozon против

Михаил Болдов
частный инвестор

Профиль автора

20 ноября стало известно, что крупные российские банки направили в Госдуму письмо, где потребовали запретить скидки на маркетплейсах, которые зависят от способа оплаты.

Сейчас на Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете» можно покупать товары дешевле, если платить кошельком и картами подконтрольных маркетплейсам банков. Так торговые площадки экономят сами и позволяют экономить клиентам, потому что операции эквайринга — обслуживания платежей — проходят внутри одной экосистемы.

Традиционные банки считают такую практику дискриминирующей. Мы изучили аргументы сторон и попытались понять, ждать ли россиянам отмены скидок.

Эта статья могла быть у вас в почте

Эта статья могла быть у вас в почте

Избранные материалы Тинькофф Журнала, которые не стоит пропускать — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.

Подписаться

Чего хотят банки

Часть крупных российских банков попросила российские власти запретить маркетплейсам привязку скидок к способу оплаты. Письмо с соответствующим предложением 6 ноября подписали представители Сбера, ВТБ, Т⁠-⁠Банка, «Альфа-банка» и «Совкомбанка», направив его в ЦБ, Госдуму, правительство, Совфед и администрацию президента.

Запрет хотят распространить как на прямые скидки и промоакции, так и на косвенные: бонусные программы, маркетинговые субсидии. При этом авторы письма подчеркивают, что речь не идет об отмене скидок и бонусов на маркетплейсах как таковых. Банкам не нравятся только те из них, что связаны с выбором средства платежа. Они называют такую практику недобросовестной.

«Связывание скидки и цены товара с конкретным платежным инструментом сужает выбор и может вводить людей в заблуждение: клиент должен получать обещанную выгоду в любом удобном ему сценарии оплаты. Акции и специальные предложения маркетплейсов должны быть доступны всем покупателям вне зависимости от банка, выпустившего карту», — говорится в комментарии банков.

«Совкомбанк» заявил «Коммерсанту», что скидки при оплате картами дочерних банков маркетплейсов стоит воспринимать как незаконную наценку при оплате картами других банков и «очевидный монополизм», который наносит урон и банкам, и потребителям. Другой источник издания подтвердил, что финансовые организации «в бешенстве» из-за сложившейся практики.

Глава Сбера Герман Греф 18 ноября заявил, что ущерб наносится и государственному бюджету. По его оценке, из-за системы скидок маркетплейсы недоплатили в казну налогами 1,5 трлн рублей.

Что отвечают маркетплейсы

В компаниях Wildberries и Ozon 20 ноября заявили, что запрет инвестиций в скидки приведет к повышению цен на товары.

В РВБсчитают, что «истинная цель» крупных банков, которые продвигают запрет, — ограничить развитие банков маркетплейсов и самих платформ «нерыночным путем». Если инициатива традиционных банков пройдет, то цены для потребителей могут взлететь на 15—20%, заявили в компании со ссылкой на оценку экспертов.

«Публичная и кулуарная агрессивная позиция крупнейших банков по отношению к скидкам при оплате банками маркетплейсов преследует единственную цель — циничное уничтожение конкурентов. Приведет это только к разгону инфляции», — заявила основательница Wildberries Татьяна Ким.

В Ozon согласились, что введение ограничений однозначно повлечет рост цен. При этом представители маркетплейса обратили внимание, что банки сами активно используют скидки, бонусы и программы лояльности при продвижении своих продуктов и услуг.

В «Яндекс Маркете» заявили о готовности обсуждать регулирование скидочной политики маркетплейсов. В компании считают, что важно найти сбалансированный подход, который будет поддерживать развитие торговли без ограничения конкуренции.

Как реагируют власти

В ЦБ поддерживают позицию банков. 18 ноября глава ведомства Эльвира Набиуллина назвала удешевление товаров при оплате картой маркетплейса «манипуляцией». Все финансовые организации должны иметь возможность предоставлять скидки и бонусы на равных условиях, подчеркнули в Центральном банке, напомнив, что платформы выполняют лишь роль инфраструктуры.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил «Коммерсанту», что в парламенте уже прорабатывают в контакте с банками вопрос ценообразования на цифровых площадках. По мнению депутата, маркетплейсы серьезно инвестируют в демпинг, что создает нездоровую конкуренцию. Поэтому ситуация нуждается в госрегулировании, чтобы обеспечить равный доступ банков к торговым платформам.

Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин заявил, что «спешка здесь неуместна» и вопрос ограничения скидок нужно рассматривать комплексно, с учетом влияния на весь ретейл в целом. Чиновник подчеркнул, что нужно заранее просчитать риски, чтобы рост издержек не лег на плечи конечного потребителя в виде увеличения цен.

Юристы отмечают, что скидки и бонусы маркетплейсов не противоречат действующему закону о защите конкуренции. Цифровые платформы вправе предоставлять покупателю преференции за использование своих партнерских систем и услуг связанных банков, утверждает управляющий партнер Legal Eagles Армен Серобян. По его словам, «выгода приобретателю де-юре предоставляется не самим маркетплейсом, а партнером, субсидирующим за счет собственных средств разницу между ценой покупки и предложения».

А крупный бизнесмен Олег Дерипаска посоветовал банкам предоставить покупателям скидки на свои продукты, включая ипотеку и автокредиты, вместо того чтобы «плакаться о скидках», которые дают маркетплейсы.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl