Как мошенники обходят ограничения на смс во время звонка

Вы узнаете

Алексей Малахов 🦣
ответственный редактор

Профиль автора

Время от времени я посылаю отцу посылки с гостинцами.

Он живет в поселке городского типа в Белгородской области, и у них сейчас перебои с поставками продуктов и лекарств. Поэтому, когда отцу позвонили якобы из Почты России по поводу доставки посылки, он не придал этому особого значения. Из-за этого чуть было не попался мошенникам.

Расскажу, что это была за схема и где именно прокололись аферисты.

Как первый аферист требовал «код для доставки посылки»

Мой отец плохо ходит. Обычно он забирает посылку в отделении почты, если его подвозит на машине сосед, — или тот забирает посылку вместо него. Я предлагал отцу оформлять доставку курьером, но он отмахивался: мол, для него это хотя бы повод выбраться из дома.

Я рассказываю все это не просто так. Многие, когда узнают про какие-то схемы развода, поспешно делают вывод: «Я бы на такое не повелся! Тут же все очевидно!» Но зачастую мошенникам просто везет позвонить в нужное время. Например, у кого-то только вчера поменяли домофон в подъезде — и тут поступает звонок с предложением получить код от домофона.

Так и мой отец: он ждал посылку, поэтому не удивился, когда звонящий представился сотрудником Почты России. Тот сказал, что на имя отца поступила оплаченная посылка, ее даже готовы бесплатно доставить до дома, — и назвал точный адрес.

Для получения посылки нужно, конечно же, сообщить код из смс. Отец был бы и рад назвать код, но он так и не пришел. Дело в том, что с 1 июня сотовые операторы не могут отправлять смс с кодами подтверждения во время активного телефонного разговора — это требования закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ.

Отец про это не знал, поэтому яростно доказывал, что ему ничего не пришло, и требовал оставить посылку в отделении. В конце концов терпение отца лопнуло, и он прервал звонок. Думаю, расчет мошенников был именно на это — далее расскажу почему.

Зачем вторая аферистка стала отчитывать отца

Через несколько минут после того, как пришло смс от «Почта-банка», раздался второй звонок. В этот раз звонил уже не «курьер», а «сотрудник службы поддержки клиентов». Девушка сказала, что получила информацию о том, что произошел некий конфликт и отец якобы отказался от посылки. Он, в свою очередь, ответил, что от посылки не отказывался, просто курьер не отправил ему код для подтверждения.

И тут аферистка стала отчитывать отца, как нашкодившего ребенка. Мол, все ему отослали, просто либо он невнимательно посмотрел, либо оператор у него плохой и с опозданием присылает смски.

Думаю, расчет мошенников на этом этапе схемы был на то, что человек осознает, что ему действительно пришло смс, но с опозданием. Дальше ему станет неловко за переругивания с «курьером», и тогда он, чтобы загладить вину и все-таки получить посылку, станет активнее сотрудничать со «службой поддержки».

Но в силу характера моего отца на него это произвело обратный эффект. Он послал собеседницу куда подальше, бросил трубку и стал собираться на почту, чтобы лично высказать свое недовольство. А параллельно набрал мне, чтобы рассказать, какие дураки там работают. И благодаря этому мне удалось убедить отца, что в этот раз посылку я ему не отправлял, если бы отправил, то предупредил бы, и вообще уже тысячу раз говорил, что код из смс спрашивают только мошенники.

Что будет, если назвать «код для доставки»

Отец никогда не пользовался услугами «Почта-банка». Думаю, аферисты каким-то образом переоформили чужую учетную запись на его номер либо оставили заявку на кредит, а код был нужен для ее подтверждения.

В любом случае подобные смс и звонки — только первый этап многоступенчатой схемы. Аферисты уже давно не взламывают один конкретный банк: в конце концов, не всегда угадаешь, есть у человека в нем счет или нет. Они разыгрывают спектакль, чтобы человек сам снял деньги со всех своих счетов в разных банках и своими руками перевел их мошенникам.

Мошенникам даже не нужно входить в личный кабинет банка. Им неважно, что код действителен всего пять минут, а на разговоры с вами уйдет гораздо больше времени. Главное — чтобы вы назвали какие-то цифры, а затем поверили, что зря это сделали.

Обычно после того, как человек называет код собеседнику, тот говорит как бы в сторону что-то вроде «Вася, код у нас, взламывай этого лоха» и кидает трубку. Человек в шоке осмысляет услышанное, и тут же ему начинают звонить якобы из Роскомнадзора, ФСБ, Центрального банка и так далее.

Сотрудник с важной должностью заявляет: «Ай-ай-ай, вас что, мама не учила не говорить коды из смс незнакомым людям? Это же были мошенники! Теперь у них есть доступ ко всем вашим счетам и они готовятся украсть ваши деньги! Нужно срочно их спасать и переводить на защищенный счет!» Послушать, как звучат подобные звонки, можно в статье нашей читательницы.

Главное, что стоит помнить, — никаких «безопасных», «надежных», «защищенных» и тому подобных счетов не существует. Никто из РКН, ФСБ и тем более ЦБ не позвонит обычному человеку — особенно через несколько секунд после того, как аферисты театрально крикнули в трубку: «Взламывай его!»

Если у вас есть опасения, что ваши деньги и данные в опасности, ни в коем случае не обсуждайте ситуацию с теми, кто вам звонит, и не перезванивайте по номерам, которые вам присылают в смс. Найдите номер поддержки вашего банка на официальном сайте или в приложении, позвоните и проконсультируйтесь с оператором — вам подскажут, как действовать дальше.

Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями